Шестеренные гидромоторы
Конструкция шестеренных гидромоторов аналогична конструкции шестеренных насосов. Рабочая жидкость, подведенная под давлением к шестеренному гидромотору, действует на неуравновешенные зубья шестерен и создает крутящий момент. Шестеренные гидромоторы работают с частотой вращения 100-5000об/мин.
На рисунке 1 представлена схема шестеренного гидромотора с повышенным пусковым моментом, что обеспечивает высокую надежность пуска.
В камере подвода рабочей жидкости 4 установлен экран 3 с плоской поверхностью 8 параллельно линии центров шестерен 1 и 2, и имеющий профилированные боковые поверхности 9, сопряженные с вершинами зубьев шестерен. Экран 3 совместно со втулкой 7 закреплен в корпусе. В камере 4 установлен клапан, запорный элемент которого выполнен в виде цилиндрического стакана 6, поджатого пружиной ко втулке 7.
Рисунок 1 — Схема шестеренного гидромотора с повышенным пусковым моментом
1, 2 — Шестерни; 3 — Экран; 4 — Камера подвода жидкости; 5 — Канал; 6 — Цилиндрический стакан; 7 — Втулка; 8 — Плоская поверхность; 9 — Профилированные боковые поверхности.
В момент пуска гидромотора рабочая жидкость воздействует на стакан 6. При этом давление в канале 5 будет возрастать до тех пор, пока усилие, отживающее стакан, не превысит усилия, развиваемого пружиной. Запорный клапан открывается, и поток рабочей жидкости под давлением, определяемым настройкой пружины, воздействует на шестерни и приводит их во вращение. Установка клапана позволяет повысить давление жидкости и крутящий момент при пуске гидромотора.
За счет установки экрана достигается частичная разгрузка подшипников скольжения от радиальных усилий, уменьшаются усилия прижима шестерен к корпусу, а также противодействующий момент усилий воздействия рабочей жидкости на зубья шестерен в зоне из зацепления.
Мото-насосы типа МНШ
Шестеренные мотор-насосы типа МНШ могут работать в режиме гидромотора, для чего необходимо подвести жидкость под напором к нагнетательному отверстию. Направление вращения вала при работе в режиме гидромотора обратно направлению вращения вала при работе в режиме насоса. Подпор на всасывающем фланце должен быть не более 0.02-0.03МПа (0.2-0.3кгс/см2) во избежании отказа манжетного уплотнения вала. Мотор-насосы выполнены в корпусах насосов с незначительными изменениями. Мотор-насосы выполнены в корпусах насосов с незначительными изменениями. Мотор-насос имеет дренажный штуцер, через который в бак отводятся утечки рабочей жидкости.